Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи[1], возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурии) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Афазия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) — это системное нарушение сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.
Классификация афазий
Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурии). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурии.
Типы афазий
Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.
Динамическая афазия проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания.Нарушен процесс реализации речи во внешнюю среду (хотя внутренняя программа сохранна). Эта форма обусловлена поражением коры вблизи от центра Брока.
Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат,слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
Акустико-мнестическая афазия — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухо-речевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов.
В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических структур.
Амнестическая афазия Проявляется при поражении теменно-височной обл.Дефект заключается в трудности называния предметов и частей тела. Наблюдаются вербальные парафазии.
В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.
Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики.
Номинальная афазия, проявляющаяся в затруднении называния предметов, является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
Причины афазии
Афазия вызвана повреждением одного или нескольких участков мозга, отвечающих за человеческую речь. В большинстве случаев причиной появления афазии становится инсульт, когда кровь не поступает в определенные участки мозга. В результате недостатка крови, переносящей кислород и необходимые питательные вещества, клетки мозга умирают. Кроме того, причиной возникновения афазии могут стать серьезные травмы головы, опухоли, инфекции и другие заболевания, повреждающие мозг.
Признаки и симптомы афазии
В зависимости от типа заболевания симптомы афазии разнятся: так, например, при экспрессивной афазии человек испытывает трудности с произношением слов и предложений, а при сенсорной афазии – трудности с пониманием речи. При глобальной афазии человек не способен ни говорить, ни воспринимать чужую речь.
В зависимости от расположения и размера поврежденного участка мозга симптомы афазии также могут быть различными; потеря речи может быть как частичной, так и полной. Трудности с восприятием касаются как устной, так и письменной речи.
Лечение афазии
Существуют случаи, когда пациент может полностью оправиться от афазии без какого-либо лечения – так, например, в случае преходящей ишемической атаки, когда приток крови в мозг нарушен лишь временно и быстро восстанавливается после удара. Речевые способности человека в этом случае восстанавливаются через несколько часов или дней.
В большинстве случаев, однако, восстановление речи при афазии не так быстро и полно. В отдельных случаях может наблюдаться спонтанное восстановление, при котором речевые способности возвращаются через несколько дней или месяцев после повреждения мозга. Однако некоторые последствия афазии, как правило, остаются. С применением речевой терапии, одного из самых эффективных восстановительных методов при афазии, полное восстановление речевых функций происходит в течение одного-двух лет.
Ряд ключевых факторов влияет на скорость и полноту восстановления речевых функций пациента при афазии – в том числе причина повреждения мозга, область мозга, которая была повреждена, степень повреждения, возраст и здоровье пациента. Кроме того, определенное значение при восстановлении речевых функций после афазии имеют мотивация, уровень образования и интеллект пациента.
В большинстве случаев, основная цель терапии при афазии – улучшить способность пациента к коммуникации, помогая в максимально полном использовании оставшихся речевых способностей. Компенсируя речевые проблемы, пациент учится использовать другие методы коммуникации. Индивидуальная терапия фокусируется на специфических нуждах пациента, а групповая терапия предоставляет возможность использования новых методов коммуникации.
Важное значение при восстановлении речевых способностей человека после афазии имеет поддержка семьи. Большинство врачей советует членам семьи при общении с человеком, страдающим от афазии:
-Упрощать речь, используя короткие, простые предложения.
-Повторять определенные слова, чтобы упростить понимание, когда это требуется.
-Сохранять видимость нормальной коммуникации.
-Минимизировать отвлекающее влияние радио и ТВ.
-Чаще спрашивать мнение человека, страдающего от афазии, чтобы сохранить иллюзию его полноценного участия в коммуникации.
-Избегать поправок речи человека, страдающего от афазии.
Сегодня существуют и другие подходы к восстановительной терапии, включающие, в том числе, использование компьютеров для улучшения речевых способностей человека, страдающего от афазии. При помощи компьютеров терапия помогает пациентам быстрее восстановить определенные элементы речевых функций. Кроме того, компьютер помогает людям, испытывающим трудности с восприятием отдельных звуков, предоставляя специальные упражнения для понимания фонем.